"Восточный экспресс"
- в помощь изучающим японский язык
: Традиции и искусство : Культура Японии.Обзор 5

Культура и традиции Японии

 Традиции и искусство Японии в кратком обзоре от А до Я:

 А Б В Г Д Е И К М Н О Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я

 Сёдзи - наружные раздвижные перегородки традиционного японского дома, отделяющие 3e1b4217761ff7b8d8cb72b5f10aded7 помещение от веранды. Защищают помещение от непогоды и прямого солнца. Представляют собой деревянный решетчатый каркас, оклеенный специальной рисовой бумагой, которая пропускает дневной свет и не боится дождя и ветра. Сёдзи легко двигаются в пазах, при необходимости сдвигаются в одну сторону или вынимаются, позволяя тем самым соединить дом и сад. В жаркий сезон эти  перегородки можно было заменить на перегородки ёсидо, так как размеры всех перегородок в японских помещениях имеют стандартный размер. В ёсидо вместо бумаги используется камышовая решетка для хорошей конвекции воздуха.

Синто  - синтоизм - архаичная национальная религия Японии. Произошла из почитания природы в народных верованиях и душ усопших предков. Согласно этой религии, природа населена бесконечным числом божеств и духов, с помыслами и  действиями которых внутренне связана человеческая жизнь. Слово синто означает «путь богов и духов».  Все божества в синтоизме именуют ками. Каждое божество имеет собственную сферу применения своей сверхъестественной силы – одни ками «отвечают» за урожай, другие предохраняют от пожара, помогают в делах, излечивают от болезней. Посещение храма, появященного конкретному божеству, вознесение ему молитв и преподношение даров, гарантируют  помощь божества. В Японии насчитывается около 80 тысяч синтоистских храмов дзиндзя  и культ синто составляет непременную часть повседневной жизни. Мифы и легенды синтоизма, исторические хроники собраны в  литературном труде «Кодзики».

Суйбокуга живопись, выполненная тушью на бумаге или шелке. Для суми-э характерна градация 6bfc92644763bca0be3c55acaf734cf9 черного, создающая иллюзию трехмерного пространства. Выразительность мазка и монохромность роднят эти картины с искусством каллиграфии. Дзен-буддийские монахи-художники в этой технике изображали пейзажи, сезонные цветы, птиц и животных.

Танка - лирическое пятистишие, состоящее из 31 слога (букв. «короткая песня»). По классическому принципу, танка должна состоять из двух строф. Первая строфа содержит три строки по 5-7-5 слогов соответственно, а вторая – две строки по 7-7 слогов.. Первая часть произведения, как правило, представляет природный образ, вторая – чувство или ощущение, которое вызывает этот образ.

Танто в переводе означает «нож», представляет собой кинжал в ножнах длинной менее 30 см. Клинок танто обносторонний, реже обоюдоострый.При сражении двумя руками – танто держали в левой руке. Также использовался горожанами для самообороны. Женщины высшего света для самозащиты тоже имели при себе  маленькие танто, называемые кайкэн. Их носили их в широком поясе оби.

Татами  - толстые маты из рисовой соломы для покрытия пола. Сверху обшиты высушенной травой зеленоватого цвета игуса (семейство тростниковых), а по краям  - плотной тканью. Размер татами 1.8 кв.м. Будичи всегда прямоугольной формы, они служат также модулем для определения площади в японских помещениях.

Тэмари (темари)  - искусство вышивки на  шарах - пришло в Японию из Китая.С XIV века дамы благородных семейств  соревновались в умении создать оригинальный орнамент и уникальную тэмари цветовую гамму. Тэмари преподносили в качестве подарка - их яркие шелковые и золотые нити символизировали пожелания блестящей и богатой жизни. Когда дочери самураев выходили замуж, то, покидая родной замок, они брали с собой темари как талисманы в память о родном доме. Сегодня темари считаются в Японии традиционным сувениром, а во всем мире известны как необыкновенно занимательное рукоделие, имеющее множество фанатов.

Токонома - декоративная ниша в традиционном японском доме, в которой располагается либо традиционная японская гравюра, либо свиток с каллиграфически написанным изречением или стихотворением, небольшая цветочная композиция (икэбана), иногда — курильница для благовоний. В последнее время японцы размещают в центре токонома  телевизоры. В соответствии с принятым этикетом,  место, где человек сидит спиной к токонома, считается самым почётным – его обязательно предлагают гостям. В свою очередь, гостю полагается, демонстрируя свою скромность, всячески отказываться от этого почётного места. Входить в токонома категорически запрещается.

 Тя-до (тяною) искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей. Неотъемлемой частью японской светской культуры  церемония чаепития стала с эпохи Хэйан. Бытовая процедура питья чая превратилась в особый культ для достижения внутренней гармонии участников церемонии. Ритуал обычно начинался ещё до входа в чайный дом. Гости, проходя по каменным дорожкам сада, ведущим к месту церемонии, должны были оставить все мирские заботы снаружи и настроиться на ритуал. Конструкция и внутреннее убранство домика строго регламентированы, начиная с ориентации по сторонам света и кончая мельчайшими деталями интерьера.

Укиё-э  - цветная ксилография. Одно из наиболее распространенных направлений в 5dd31e8745d062384aa7df7409fc6781искусстве городск - ой культуры периода Эдо .Распространению ее содействовала доступность, дешевизна  ксилографического метода изготовления. В создании гравюр принимало участие три человека – художник, гравер и печатник. Рисунок, сделанный художником выполнялся тушью на тонкой бумаге, затем гравер приклеивал его на доску лицевой стороной вниз и, прорезая бумагу переносил рисунок. Для каждого цвета вырезалась своя доска. В итоге получался набор рельефов с зеркальным воспроизведением рисунка. Печатник накладывал лист бумаги поочередно на окрашенные блоки и разглаживал его специальным приспособлением барэн. Японские художники использовали растительные красители, смешанные для вязкости и яркости с рисовой пастой. Некоторыми мастерами использовались слюдяные и перламутровые порошки, лаковые покрытия.

Утива  - китайский нескладной веер круглой или овальной формы, противоположность складному вееру ооги. Помимо утилитарных целей (охлаждение в жару, защита от солнцаи т.п.) утива являлся атрибутом религиозных обрядов и придворных церемоний. С их помощью, жестикулируя определенным способом, военачальники отдавали приказы, нгекоторые типы утива использовались для вызова на поединок, а в настоящее время такие веера можно встретить в руках судьи на поединках сумотори. Сохраняется обычай преподносить  утива в качестве подарка в дни фестиваля о-бон.

Не нашли, что искали? Давайте поищем вместе: